ГТРК Горный Алтай

кобокВ ходе интернет-курултая кӧбӧков в группе «Алтай сӧӧктӧр» 54 процентов участников высказалась за избрание зайсана кӧбӧков. Сӧӧк кӧбӧк является третьим по численности среди алтайских сӧӧков, однако, до сих пор не имеет своего собственного зайсана. Наиболее вероятным кандидатом на эту должность был назван Очурдяпов Сергей Николаевич, потомок зайсана Чебека, занимающий сейчас должность директора Национального музея.

 Сам же Сергей Николаевич отрицательно высказался к данной инициативе: «Не думаю, что в этом есть необходимость. Кӧбӧки живут той же жизнью, как и все остальные граждане, с теми же заботами. Все и так знают, что прямым потомком зайсанов сӧӧка кӧбӧк является мой отец». Численность кӧбӧков оценочно составляет 5-8 тыс. человек.

Должность зайсана (алт. – jайсаҥ) зародилась у алтайцев в ойратский период (XVII-XVIII вв.) и просуществовала до установления советской власти на территории Горного Алтая. Зайсанами становились знатные представители алтайских сӧӧков, которым джунгарские ханы, а позднее и российская администрация, давали полномочия для осуществления управления, сбора налогов и отправления правосудия в вверенной территории. В XIX в. вторая Чуйская волость относилась к ведению зайсана сёока ак-кöбöк. В ней имелось четыре дючины: по одному у ак-кöбöк (включал и местных иркитов), саал, кыпчак (включая местных мундусов, кергилов, тонгжонов) и могол (вместе с кара-кöбöк и јабак).

Институт зайсанства на Алтае стал возрождаться в начале 90 гг. прошлого века. На сегодняшний день зайсанами являются: Константин Jоргончинович Шилыков (сӧӧк кыпчак), Григорий Барзынович Чекурашев (сӧӧк тодош), Анатолий Михайлович Тадышев (сӧӧк тӧӧлӧс), Василий Дмитриевич Кудирмеков (сӧӧк иркит), Евгений Кайлюкович Мешкинов (сӧӧк майман), Н.Г. Юлуков (сӧӧк алмат), Эдуард Васильевич Бабрашев (сӧӧк мундус), Карыш Улдапович Кергилов (сӧӧк кергил),  Мендешев П.П.  (сӧӧк тоҥжааҥ), Николай Экченович Мендин (сӧӧк чапты), Николай Иванович Маташев (сӧӧк саал), Валентин Агафонович Чеконов (сӧӧк јӱс).