ГТРК Горный Алтай

veteran dolgov_01-minИменно этот факт поставил точку, в самой масштабной и кровопролитной войне в истории человечества. Среди тех, кто сражался с милитаристской Японией есть и жители РА.

Николая Захаровича Долгова, как и многих других 15 - летних мальчишек, война застала в поле. Сенокос был в самом разгаре, а жил он тогда со своей семьёй в Алтайском крае. На войну же он попал уже в 45 году. Тогда ему было неполных 17 лет. Война заканчивалась, однако милитаристская Япония, ещё сопротивлялась войскам антигитлеровской коалиции из последних сил.

НИКОЛАЙ ДОЛГОВ, ВЕТЕРАН ВОВ: «Ну два года мы охраняли границу, ну а в 45 году как война окончилась 9 мая, в июле месяце нас подняли по тревоге к границе... Ну вот шли, шли , командир роты говорит, слушай стреляют не стреляют, не слышно ничего».

Тем не менее Николаю Захаровичу всё же пришлось побывать под пулями охраняя границу, хотя для большинства наших солдат война была окончена, несмотря на то что на границе в Манчжурии было всё ещё неспокойно, капитуляция Японии была уже не за горами.

НИКОЛАЙ ДОЛГОВ, ВЕТЕРАН ВОВ: «Когда шли мы они обстреливали нас, колонны, обстреливали с боков, спрячется человек или как японец и стреляет, но меня в это время ранило в ногу, кость правда не задело, меня перевязали, и я дальше пошёл.

Страшно было, какие чувства эмоции вы испытывали?

-А ничего не чувствовали, молодые потому что были, вот те кто старше был у них страх был, побледнел почернел, в панику бросился».

В мирное время судьба распорядилась так что с 1950 года Николай долгов живёт Горно-Алтайске, 10 лет работал в милиции, на двенадцать лет уезжал в Якутию, работал охранником на алмазных приисках, а когда вышел на пенсию занялся шитьём зимних шапок на заказ, и успешно делал это вплоть до 2000 года. Несмотря на преклонный возраст он не унывает и активно живёт, общаясь со своими сыновьями внуком и внучкой. Сейчас он один из немногих оставшихся солдат не только Великой Отечественной войны, но и второй мировой.